красный ковер

Чем окрашивают ковры ручной работы

Благодаря применению красителей в нитях, ковры могут похвастаться различными цветовыми решениями и узорами. Окраска ковровых нитей – процесс тщательный и деликатный. Прежде чем нити будут окрашены, они пребывают в специальных квасцовых ваннах, которые способствуют лучшему креплению краски.

После предварительного замачивания, нити, из которых будут ткаться персидские ковры ручной работы, помещаются в чаны с краской. В них они выдерживаются либо днями, либо часами – все зависит от результата, которого нужно достичь. По окончании процесса окраски сырье вывешивается на свежий воздух для просушки.

До конца прошлого столетия персидские мастера не применяли для окраски своих ковров анилин. Лишь в конце позапрошлого века творцам персидских ковров стала известна современная цветовая гамма. Ковры окрашивались исключительно натуральными веществами. Именно поэтому самым распространенным цветом при создании ковров оказывался красный. Его давали часто встречающиеся в Индии карминовые червецы.

Натуральные красители

Мастера изготовления ковров достигли значительных успехов в изготовлении натуральных красителей для ковровых нитей. К примеру, красная краска добывалась с помощью корня марены – растения, встречающегося почти в каждой из частей Персии. Для получения различных оттенков данного цвета, к примеру, розовато-красного или же красно-коричневого, использовались смеси красителей.

Для получения нити ковра синего цвета применялись листики индигоферы. Чтобы предать нитям темно-синий, почти черный оттенок данный краситель применялся в более концентрированном составе.

Оттенки желтого получали, используя листья винограда. Также желто-шафрановый краситель получали из часто встречающейся в пустынных местностях резеды. Единственный недостаток красителей из данного вещества – сомнительная стойкость.

Перед началом минувшего столетия персидские ковры стили окрашивать искусственными красителями, созданными на основе анилина. Эти красители были более дешевыми, и более стойкими. Бесспорно, от применения химических веществ искусственного происхождения качество ковров пострадало. Оттенки нитей не совмещались, а окрашенные материалы имели все предпосылки к выцветанию.

Восстановилось качество работ персидских мастеров только после смены политики правительства. Власти запретили ввоз в страну искусственных красителей и установили жесткие меры наказания за их использование.

Большинство городских мастеров по окраске персидских ковров используют в своей работе качественные химические вещества. В то же время, кочевые племена окрашивают ковровые нити исключительно натуральными веществами. Крупные ковровые мастерские используют в работе краски с хромовой основой. Они позволяют создать цвета приглушенной палитры. Существуют и ковры в котором узор одного и того же цвета имеет различные оттенки. Это абраш – цветовые вариации, характерные для древних ковров, изготовленных по традиционным технологиям.