Персидские ковры ручной работы: разнообразие орнаментов

персидский ковер с орнаментов

Узоры изготовленных восточными мастерами ковров настолько разнообразны, что пересчитать их, казалось бы, невозможно. Однако усилиями специалистов из иранской ковровой компании удалось классифицировать основные мотивы восточных ковров, распределив их по соответствующим категориям.

Изучив более тысячи экземпляров ручной работы разных времен, компания выяснила, какие орнаменты являются изначальными, то есть основными,. Также они установили какие орнаменты можно считать производными, пошедшими от основных, то есть вторичными. Всего специалисты компании выделили 19 групп основных орнаментов, от которых пошли столько же групп вторичных. В этой стать е будут рассмотрены только первые десять.

Виды персидских ковров

К первой группе принадлежат персидские ковры, на которых изображены памятники ислама и мусульманской истории. В орнаментах данной группы можно увидеть мозаику, а также некоторые формы древних мусульманских зданий.

Вторичными орнаментами данной группы считаются Мейраби Куфи, шейх Лойфолла, а также рисунки, напоминающие мечети и храмы.

Ко второй группе причисляют знаменитый орнамент шаха Аббаса и пошедшие от него вторичные. Базовым мотивом данного орнамента является цветок, называемый жителями Ирана именем шаха. По краям орнамента и около цветка изображаются листья. Во вторичных рисунках в базовой модели добавляются дерево, медальоны, кусты и простой однотонный фон.

К третьей группе принадлежит орнаменты, напоминающие спираль. Первично, орнамент представляет собой спиральные ветки с листьями. Край каждой из веток имеет разветвление и отростки – эслимис. Вторичные узоры добавляют в данную группу повторяющиеся, прерывистые и сообщающиеся спирали и спиралевидные медальоны.

В четвертую групп входит декоративный орнамент. Его элементы соединены друг с другом и постоянно повторяются. В пятой группе – орнаменты производные, то есть афганские, кавказские и гобелинские рисунки. Их тоже используют мастера, изготавливая персидские ковры ручной работы. Ко вторичным орнаментам данной группы можно причислить тюркскую газель, Ахал, мотив, в котором четыре вставки, орнаменты со сдельным тюком и ложкой.

К шестой группе причисляют орнаменты сообщающиеся, или Банди. Этот орнамент состоит из маленького рисунка, который непрерывно повторяется до конца ковра. Седьмая группа – всем известные «огурцы», ветви которых могут иметь разветвления, а листья различные формы. В восьмой группе ярко выражены древесные мотивы, встречаются стилизованные рисунки ветвей, животных, ваз. В девятую группу входят орнаменты тюркского происхождения. Для них характерно отсутствие четкого рисунка – они более похожи на игру воображения мастера.

В десятую группу входят орнаменты со сценами, в которых изображены сцены из охоты. В них можно различить реалистично изображенных животных, деревья и другие растения. Основной элемент таких ковров – сцены охоты. Среди вторичных элементов в таких орнаментах встречаются медальоны, вставки, а также повторяющиеся узоры.