Персидские мотивы

01.02.2012

Пожалуй, в ряду самых неведомых и загадочных стран мира, особенно для жителей Запада, до сих пор остается Иран. В силу известных причин уже более 30 лет он живет своей замкнутой жизнью, которая порождает множество мифов и иллюзий. Что греха таить, и в России так же. Стоило мне с друзьями лишь засобираться сюда в поездку, как со всех сторон зазвучали подобные рассуждения: «Зачем вы едете, там же очень опасно, там вот-вот начнется война, там не любят христиан и русских!» Не скрою, и я ехал в Иран со своими собственными стереотипами и предвзятыми представлениями. Однако все они рассыпались, как только удалось познакомиться с этой древней страной и ее жителями.

А увидеть благодаря содействию Культурного центра при Посольстве Ирана в Москве посчастливилось действительно немало. Проехав более двух тысяч километров, мы посетили северные провинции Ирана, побережье Каспийского моря, Тегеран, Кум, Кашан, Пасаргаду, Персеполь, Нак-ши-Рустам, Абиене, Исфахан и Шираз.

Именно здесь я на собственном опыте понял, почему к этой далекой и таинственной стране так влекло русских путешественников, писателей и поэтов, начиная с Афанасия Никитина, который во время своего «хождения за три моря» посетил Персию более 500 лет назад. Самый показательный пример такой страсти продемонстрировал Сергей Есенин, который, так и не попав в Иран, во время своих поездок в Грузию и Азербайджан в 1924–1925 годах, так проникся духом и очарованием этой страны, что написал 15 стихотворений из цикла «Персидские мотивы».

А какие яркие строки оставили о Персии также, к сожалению, не побывавшие в ней А. Фет, Ф. Тютчев, И. Бунин, В. Брюсов, К. Бальмонт и Н. Гумилев! Лишь А. Грибоедову и В. Хлебникову удалось когда-то жить на персидской земле.

Персидская деревня

Прежде всего, особое восхищение у всякого приехавшего сюда вызывают увиденные воочию памятники Древней Персии, которая была одной из величайших империй мира, простиравшейся от Балкан и Египта до реки Инд и включавшей в свой состав земли многих народов, в том числе населявших территории кавказских и азиатских республик, позднее входивших в состав СССР. Первое потрясение остро чувствуешь в Персеполе, новой столице династии ахеменидов, которую они начали строить около 515 года до н.э. По впечатлению, оказываемому на странника, этот город превосходит развалины Древнего Рима, Карфагена и Эфеса. Когда ты поднимаешься по парадной лестнице и проходишь через Ворота Всех Наций, охраняемые знаменитыми крылатыми человекобыками, а потом видишь очертания «Зала ста колонн» и прикасаешься к «барельефу данников», запечатлевшему представителей 23 подвассальных народов Персии, то перед тобой как будто вживую возникают картины былой эпохи величия и славы. И как жаль, что мы не можем видеть сегодня это чудо света во всем его блеске – разрушения и пожары, сопровождавшие взятие Персеполя воинами Александра Маедонского в 331 году до н.э., сделали свое черное дело.

«жемчужина Востока»

Второе потрясение у любого путешественника по Ирану вызывает истинная «жемчужина Востока», «чистый цветок Персии» – город Исфахан, который открывает нам уже другую эпоху персидского могущества, эпоху династии сефевидов, самый яркий представитель которой шах Аббас Великий и перенес свою столицу в Исфахан в 1598 году. Его усилиями этот город превратился в один из красивейших городов мира. Достаточно сказать, что в нем насчитывалось в конце XVII века 162 мечети, 48 медресе, 1802 торговых здания и 283 бани. Не все из них сохранились до сих пор, но те, что остались, потрясают своей изящной архитектурой и декоративностью. В центре Исфахана Аббас построил площадь Нахше Джахам – «отражение мира» (ныне площадь Имам в честь имама Хомейни) – вторую по величине в мире после площади Тяньаньмэнь, чтобы проводить на ней состязания, а также возвел на ней, наверное, самую красивую на свете мечеть Имама. Добавьте к этой картине широкие бульвары, музеи, дворцы города и более чем 400-летние каменные мосты через очаровательную реку Заяндеруд.

Конечно, исламом просто пронизана жизнь современного Ирана, но то, что нам удалось увидеть, не вызвало какого-либо отторжения или чувства опасности. Наоборот, зримая и бросающаяся в глаза красота исламского мира с его пестрыми приметами в области архитектуры, искусства и повседневной жизни вызвала желание понять заветы этой религии, поведение и веру простых людей. Что же еще поразило меня и моих спутников в Иране? Придется лишь бегло перечислить эти открытия, надеясь, что читателям газеты когда-нибудь удастся на собственном опыте повторить их для самих себя.

«город роз и птиц»

Шираз. Этот «город роз и птиц», удивительно красивый и запоминающийся, действительно является родиной мировой поэзии, ведь здесь жили и творили великие поэты Хайям, Саади и Хафиз. Мавзолеи двух последних из них привлекают к себе не только туристов, но и нынешних поэтов, которые, по словам местных жителей, есть почти в каждой ширазской семье. Абиене. Маленькая горная деревенька с домиками из красной глины излучает такой шарм, что туда хочется вернуться еще раз. Тегеран. Огромный город у подножия Эльбурса с населением более 14 миллионов человек смог не только стать современным и удобным, но и сохранить свое очарование старины, особенно на знаменитом, пожалуй, самом большом в Азии тегеранском рынке, который просто ломится от всевозможных товаров, рассматривать которые уже есть высшее наслаждение. А шахские дворцы Тегерана, а богатые памятниками музеи, а Посольство России в Иране, на территории которого в конце 1943 года проходила Тегеранская конференция, а православные храмы, напоминающие нам о далекой родине… Всего и не перечислишь, доказывая, что Тегеран останется в вашей памяти навсегда. Ковры и миниатюры. Мне кажется, что они лучше всего своей красотой и изяществом отразили душу Персии, и нельзя придумать ничего лучшего, чем привезти домой образцы этих народных творений.

И, наконец, главное открытие во время путешествий – это приветливый и гостеприимный народ Ирана, который поражает своей открытостью и радушием. Мне удалось проехать немало стран мира, но нигде я не встречал такого сердечного отношения к гостям, как на персидской земле. Особенно приятно было мне как фотографу, что никто не возражал против съемки, и я привез из Ирана более 100 портретов местных жителей, которые, надеюсь, когда-нибудь удастся показать на выставке в России.

← все новости